В то же время многие школы не только не оборудованы надлежащим образом для обучения таких детей, но порой не имеют даже элементарных вещей. Альтернативой походам в школу является надомное обучение. Но у этого варианта есть ряд недостатков, главный из них - плохая социализация.
Могут ли помочь роботы в данной ситуации? Могут, если речь идёт о роботах телеприсутствия. Эти удивительные устройства проникли практически во все сферы жизнедеятельности человека, теперь же наступает время внедрения их в школы.
Отечественный опыт внедрения роботов телеприсутствия в образовательной сфере
В России опыт внедрения в образование подобных новинок невелик. Только в начале 2015 года страницы многих медиа-ресурсов пестрели заголовками о появлении в российских школах роботов дистанционного управления отечественного производства. Заговорили даже о возможной «роботификации» образования, но затем все разговоры стихли. На то было несколько причин, но главной из них была стоимость. Роботы, о которых шла речь, имели слишком высокую цену для повсеместного внедрения в школы (свыше 200 000 рублей). А если учесть, что на школу требуется не один и не два подобных устройства, то это и вовсе выливается в весьма круглую сумму. Но с недавнего времени появилась альтернативная версия робота дистанционного присутствия под названием PadBot.
PadBot сложен в техническом плане, но прост в эксплуатации. Он представляет собой подвижную платформу, её «мозгом» выступает смартфон или планшет, на которые установлено необходимое программное обеспечение. Оно, кстати, поставляется бесплатно, а его установка не сложнее установки игры. Но главным его преимуществом является доступность. PadBot почти в 5 раз дешевле за вышеупомянутых, но при этом не уступает ему по функциональности.
Чтобы понять насколько данный робот удовлетворяет потребности учителя и школьников, мы взяли интервью у Рубена Абраамяна. Он преподаёт математику и физику в одной из московских школ, и, при этом, активно использует на уроках PadBot
— Здравствуйте, Рубен, Ваша школа одна из тех, кто закупил роботов дистанционного присутствия PadBot. А кто стал инициатором приобретения данного устройства? Как так вышло, что выбор пал именно на него?
— Инициатором покупки робота виртуального присутствия был я. До этого мы силами учеников собирали подобное устройство, естественно, на более низком техническом уровне. Брали радиоуправляемую машину, склеивали корпус и прикрепляли телефон. Для управления требовалось два человека. И управление было в пределах видимости. Но встретив в интернете ваше устройство, решил купить.
— Какие его особенности стали решающими?
— Выбрал PadBot, как лучший вариант в соотношении цена-качество. Однозначно лучший!
— Всем известно, что люди старой закалки, как правило, «со скрипом» пускают технологические новшества в свою жизнь. А как происходило в Вашем коллективе? Были ли те, кто не верил в целесообразность применения данных устройств, и изменилось ли их мнение со временем?
— Согласен, многие учителя насторожено относятся к ИТ-устройствам в образовании. Любопытная ситуация сложилась. Методически грамотный и знающий учитель боится компьютеров и не знает их, а знающие компьютеры — плохо знают педагогику. Но это лишь часть учителей. Постепенно тенденция меняется. На сегодня много учителей широко используют информационные технологии в процессе обучения. Так, скромненько, и я среди них (смеётся).
— Как данный робот помогает Вам в работе? Какие варианты применений Вы ему нашли?
— Я организовал систему, позволяющую одновременно вести дистанционно уроки в двух классах. Причём в разных классах разные предметы (физика и математика). Именно для такого урока PadBot — отличный помощник. Я не только могу наблюдать за классом с одной точки (как было до покупки робота), но и перемещаюсь по классу, наблюдая за работой конкретных учеников. Робот заменяет мне и дежурство в коридорах на переменах. Для меня это очень важно. Я отдыхаю в кабинете, пью кофе, одновременно дежуря. Ну это, скорее, моя лень (улыбается).
— А как обстоят дела с обучением детей с ограниченными способностями, применяется ли PadBot в этом направлении?
— Да. Я занимаюсь с детьми с ограниченными способностями, как правило, — это дистанционное присутствие на уроках и этого вполне достаточно. На сегодня я не вижу здесь возможностей использования робота. Дело в том, что без государственной поддержки, школам эту программу не потянуть. Хотя я стараюсь.
Подводя итог, можно сказать, что в сфере образования подобное устройство способно не только помочь ученикам с ограниченными способностями, но и открывает перед учителем совершенно новые горизонты в изложении материала, позволяя значительно облегчить повседневные задачи.
При этом образование не единственная сфера, где внедрение подобных устройств весьма перспективно. PadBot может применятся везде, где требуется присутствие в двух местах одновременно. Их могут использовать врачи, для наблюдения за пациентами или проведения обходов при вынужденном отсутствии либо для экономии времени. Робот может стать отличным подспорьем и для начальника отдела или директора, например, с его помощью можно проводить конференции или же наблюдать за работой сотрудников, попутно решая возникающие проблемы, физически не присутствуя в офисе.
Одним словом, возможности применения устройства практически неограниченны.
© Галактика, 2016
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2016