И это — только одна сторона деятельности крупной организации, занимающейся изучением данных. Разработан новый курс по Всеобъемлющему Интернету, занятия по которому могут начаться летом или осенью. «Это новая волна будущего, новый Интернет», — считает Стивен Новик (Steven Nowick), профессор информатики и электротехники в Колумбийском университете.
Этот вуз — не исключение. Учитывая растущий интерес студентов и преподавателей, в США все больше учебных заведений вводят новые и расширяют старые программы и курсы, которые хотя бы частично способствуют формированию навыков и проведению исследований в области Всеобъемлющего Интернета. Их спектр широк: от теоретических курсов до выполняемых студентами практических работ и проектов по информатике на основе технологий IoE.
Поскольку Всеобъемлющий Интернет затрагивает различные сферы системотехники и информатики, изучение данной дисциплины во многих вузах осуществляется по разнообразным направлениям. Среди них, например, создание таких основ систем Всеобъемлющего Интернета, как встроенные системы и сверхширокомасштабная интеграция (VLSI), и процесс создания интегральных схем через объединение множества транзисторов в одном чипе. Сами по себе предметы остались прежними, но многие студенты сосредотачиваются в своих проектах на работе, так или иначе связанной с IoE.
В скором времени Колумбийский университет планирует запустить новую программу магистратуры для изучения предмета в целом. Разрабатываемая программа охватит три сферы: физические устройства, сети и протоколы и разработку программного обеспечения. По окончании курса студенты будут готовить проект по одному из этих направлений. «Мы не хотим изучать эту тему поверхностно», — говорит Зоран Костич (Zoran Kostic), доцент профессиональной практики по проектированию электрических систем школы системотехники и прикладных наук при Колумбийском университете.
В некоторых вузах данная тема включена в другой смежный курс. Возьмем, к примеру, Калифорнийский университет в Беркли, где обучение осуществляется в рамках курса обработки и анализа данных и больших данных. Недавно там была введенастепень магистра информатики, обработки и анализа данных. Нацеленная на подготовку специалистов-практиков, программа дает навыки организации, анализа и интерпретации потока разнообразной информации из различных источников (от социальных сетей до мобильных устройств) для принятия принципиальных решений. Самый важный источник таких данных — это, пожалуй, сети датчиков Всеобъемлющего Интернета. Разрабатывавшаяся в течение четырех лет программа рассчитана на 15 месяцев и включает в себя ряд междисциплинарных онлайн-курсов, а также недельные сессии обучения непосредственно в университете.
Междисциплинарный подход — отличительная особенность ряда аналогичных программ. Университет Карнеги-Меллон, например, предлагает новую программу интеграционного дизайна, искусства и технологий (Integrative Design, Arts & Technology Network, IDeAte), которая объединяет технологии и искусство и позволяет студентам бакалавриата и магистратуры, изучающим информатику, изобразительное искусство и другие специальности, работать совместно. Важная составляющая программы — курсы физических вычислений, на которых студенты занимались бы такими экспериментальными проектами, как создание системы, которая через датчики и мобильные устройства позволяла бы людям чувствовать присутствие сотового телефона или сигналов беспроводной сети.
Деятельность междисциплинарного институтаобработки данных и системотехники, насчитывающего более 150 преподавателей из девяти школ Колумбийского университета, сосредоточена на проводимых как студентами, так и преподавателями исследованиях, частично связанных со Всеобъемлющим Интернетом. Показательным примером служит проект по активным сетевым меткам с аккумулированием энергии (Energy-Harvesting Active Networked Tags (EnHANTs), в рамках которого изучаются небольшие гибкие сенсорные устройства, которые получают энергию самостоятельно — например, от солнца — и могут крепиться к предметам, обычно не подключенным к сети (таким как книги, мебель или игрушки), обеспечивая тем самым инфраструктуру для отслеживания любых объектов. от потерянных предметов до определения местоположения людей, выживших после катастрофы.
Другой пример – Роберт Сет Марголис (Robert Seth Margolies), кандидат на получение степени доктора наук по проектированию электрических систем. Последние четыре года он работает над алгоритмами и протоколами, которые позволяют предметам «общаться» через беспроводную сеть друг с другом и, в конечном итоге, с человеком. Примером могут служить наклейки на книгах в библиотеке, содержащие зашифрованную информацию о международном стандартном книжном номере и аккумулирующие энергию от света. Кроме того, они могут «общаться» друг с другом на расстоянии нескольких футов и через сетевую цепочку сообщить библиотекарю о пропавшей книге.
© Cisco Systems, 2015
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2015