Чтобы определить действия, которые могут использоваться для улучшения конечных результатов (например, оптимизация процессов или усиление вовлеченности заказчиков), данные, генерируемые Всеобъемлющим Интернетом (Internet of Everything, IoE), будь то в облаке или на границе, необходимо проанализировать. Без этого они останутся просто данными.
Вместе с тем существует огромный разрыв между объемами данных, содержащих ценную информацию, и реально извлекаемыми объемами информации. Согласно IDC, в настоящее время анализу подвергается менее 1 процента всех мировых данных. А зачем нужны данные, если они не анализируются для извлечения полезной информации?
Поэтому неудивительны заявления, сделанные руководителями операционных и ИТ-подразделений в ходе недавнего опроса, проведенного консалтинговым подразделением нашей компании (CiscoConsultingServices). Они считают, что в Интернете вещей, представляющем собой важнейший фактор развития IoE, сами «вещи» – далеко не главное. Отвечая на вопрос, в какой области необходимы, прежде всего, улучшения, чтобы максимально эффективно использовать IoT-решения, наибольшее число респондентов (40%) указало на данные, 27% назвали процессы (27%), 20% — людей и только 13% — «вещи», или физические объекты.
Таким образом, руководители понимают, что подключение «вещей» — всего лишь средство достижения цели. Главная ценность, создаваемая Интернетом вещей, определяется данными, которые поступают от подключенных объектов, и извлекаемой из этих данных аналитической информацией, которая стимулирует преобразования в бизнесе и технологиях.
При этом организации зачастую испытывают недостаток аналитических возможностей из-за отсутствия как необходимых навыков (которым обучаются специалисты по обработке данных), так и самих средств обработки данных в условиях роста их объемов и скоростей передачи, разнообразия и распределенности.
По информации IDC, 51% главных директоров по информационным системам озабочены тем, что поток цифровых данных поступает быстрее, чем они способны его обработать, а 42% не видят у себя специалистов, с которыми можно уверенно смотреть в будущее. К аналогичному выводу пришла компания Gartner: «Лишь немногие организации смогут избежать необходимости подключения интеллектуальных объектов к корпоративным системам и приложениям. Это означает, что организациям придется овладевать новыми навыками, инструментами и архитектурами, которых требует Интернет вещей».
Организации должны готовиться принимать специалистов будущего. Такие специалисты будут обладать знаниями, соответствующими запросам, которые предъявляет отрасль, и смогут реализовать возможности преобразований, предоставляемые Всеобъемлющим Интернетом.
Уже сейчас наблюдается огромный рост интереса со стороны тех, кто намеревается работать в этой области. Так, на новый курс дистанционного обучения по специальности «Большие данные», открытый Лабораторией вычислительной техники и искусственного интеллекта Массачусетского технологического института, в 2013 г. записалось более 3 500 студентов из 88 стран.
Вместе с тем наибольшую ценность представят специалисты с междисциплинарными знаниями, ориентирующиеся в обработке данных, проектировании и структуре предприятий. Чтобы давать реальную пользу, анализ данных должен быть привязан к конкретным бизнес-процессам и результатам.
В связи с этим организации во всем мире начинают создавать должности главных директоров по данным (chiefdataofficer, CDO). CDO«главным образом ответственны за определение методов использования данных в организации и операционную среду, способствующую улучшению результатов бизнеса». По прогнозам Gartner, к январю 2015 г. такая должность появится в 25% крупных международных организаций.
Аналитическая информация послужит также катализатором оптимизации и реструктуризации процессов. Во многих случаях такая информация будет способствовать не поэтапным изменениям, а кардинальным переменам в операционных и бизнес-процессах. Так, в ходе упомянутого опроса Ciscoреспонденты указали, что потенциал Интернета вещей позволяет автоматизировать до 50% процессов, выполняемых вручную.
Вместе с тем необходимо учитывать, что, суля немалую экономическую выгоду, потенциальная автоматизация почти половины ручных процессов приведет к ликвидации множества рабочих мест. Этот эффект уже ощущают представители многих профессий. По данным Gartner, к 2018 г. потребность цифрового бизнеса в рабочей силе сократится наполовину.
Для решения проблем, связанных с автоматизацией процессов, необходимо усилить акцент на образовании и обучении и предпринять следующее:
Чтобы использовать информацию, необходимую для улучшения результатов деятельности, частные компании и госсектор должны освоить такие компоненты Всеобъемлющего Интернета, как данные и процессы. В большинстве организаций для этого потребуются новые навыки и новые должности, которых не существовало еще год назад. Такие знания должны формировать как сами организации, так и образовательные институты, где воспитываются специалисты будущего.
© Cisco Systems, 2014
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2014