ТОиР 4.0: как российские предприятия адаптируются к новым реалиям и ищут пути выхода на новый уровень развитияВ условиях санкций, дефицита запчастей и растущих затрат на ремонты российские промышленные предприятия вынуждены пересматривать свои подходы к техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) оборудования. Многие из них сталкиваются с ростом затрат и незапланированных простоев, а также нехваткой квалифицированных кадров. В условиях санкций, дефицита запчастей и растущих затрат на ремонты российские промышленные предприятия вынуждены пересматривать свои подходы к техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) оборудования. Многие из них сталкиваются с ростом затрат и незапланированных простоев, а также нехваткой квалифицированных кадров. Однако те, кто уже начал внедрять современные технологии и системный подход к управлению ТОиР, подтверждают, что даже в сложных условиях можно находить новые точки роста бизнеса и достигать поставленных целей. Об этом рассказал Денис Труфакин, директор Центра экспертизы ТОиР Деснола, российского разработчика и интегратора автоматизированных систем для бизнеса и производства.
Тренды, которые меняют отрасль С уходом западных производителей оборудования и изменением логистических цепочек российские предприятия столкнулись с необходимостью пересмотра системы закупок. Запчасти, которые раньше доставлялись за несколько дней, теперь приходится ждать неделями, а их качество не всегда соответствует ожиданиям. Это приводит к увеличению аварийных запасов и росту затрат на ТОиР. Одновременно с этим набирают популярность цифровые технологии. Промышленный интернет вещей (IIoT), цифровые двойники, системы предиктивной аналитики и машинное обучение становятся не просто модными словами, а реальными инструментами для повышения эффективности управления активами. Однако их внедрение требует не только финансовых вложений, но и квалифицированных кадров, которых сегодня катастрофически не хватает. А это одна из самых острых проблем отрасли. Спрос на инженеров и техников, способных работать с современным оборудованием и цифровыми системами, растет, но рынок труда не успевает за растущими потребностями бизнеса. Многие компании сталкиваются с тем, что, даже внедрив передовые технологии, они не могут поддерживать их в актуальном состоянии из-за нехватки знаний и опыта у сотрудников. В этой ситуации возникает целый ряд болевых точек, которые выделяют эксперты Деснола, российского центра практической экспертизы по цифровой трансформации ТОиР, опираясь на свой опыт работы с промышленными компаниями.
По мнению Дениса Труфакина, не редко службы ТОиР вынуждены работать в режиме постоянного «тушения пожаров». Вместо превентивного обслуживания, они занимаются частыми внеплановыми ремонтами. Это приводит к росту затрат, снижению надежности оборудования и увеличению простоев. При этом бизнес требует развития, а вместе с ним должны расти объемы производства: оборудование начинает работать на пределе своих мощностей, а ресурсов на его обслуживание и поддержание в работоспособном состоянии не хватает. Кроме этого, из-за отсутствия четкого планирования и контроля бюджеты на ТОиР могут расходоваться неэффективно. Средства уходят на экстренные ремонты вместо инвестиций в модернизацию и профилактику. В условиях растущих планов производства и ограниченных ресурсов руководители ТОиР вынуждены искать способы оптимизации затрат на обслуживание и ремонты, чтобы не увеличивать себестоимость продукции. «Сегодня многие предприятия сталкиваются с одними и теми же вызовами: дефицит кадров, проблемы с поставками запчастей, рост затрат на ремонты. Однако те компании, которые уже начали внедрять системный подход к управлению ТОиР, демонстрируют впечатляющие результаты. Наш опыт показывает, что даже в условиях ограниченных ресурсов можно добиться значительного роста эффективности, — говорит Денис Труфакин, директор Центра экспертизы ТОиР компании «Деснол».
Когда компетентных инженеров и технических специалистов не хватает, компании важно сосредоточиться на обучении и развитии внутренних ресурсов. Внедрение цифровых инструментов, таких как системы предиктивной аналитики, может частично компенсировать нехватку специалистов, автоматизируя часть процессов. Если же речь идет о запасных частях, когда сроки доставки увеличены, а их качество не всегда соответствует ожиданиям, то в этом случае важно оптимизировать управление запасами, а также использовать системы мониторинга оборудования и прогнозирования отказов для своевременного обслуживания. Кроме того, в условиях турбулентности на внешних рынках не редко случается, что инвестиционные программы в новое оборудование замораживаются. В таких условиях ключевым моментом становится эффективное использование действующих мощностей. Регулярный мониторинг состояния оборудования, в том числе с помощью 1С:ТОИР КОРП, и своевременное обслуживание позволяют избежать незапланированных простоев. Но самое главное, на чем важно сконцентрировать внимание службам ТОиР, по мнению Дениса Труфакина — это на расстановке приоритетов. В условиях ограниченных ресурсов невозможно решить все проблемы сразу. Необходимо сфокусироваться на ключевых задачах, которые принесут наибольший эффект. Например, либо сокращать количество незапланированных простоев, либо снижать затраты или управлять запасами. Главное — действовать системно и последовательно. Таким образом, анализируя основные проблемы, с которыми сталкиваются промышленные компании, Деснол пришел к выводу о необходимости проведения в этому году первой практической конференции в сфере управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, активами и надежностью «ТОиР 4.0: опыт, тренды, перспективы». Главная цель события — сформировать экспертное сообщество и погрузить участников в продуктивную профессиональную среду, чтобы разобрать проблемные зоны каждой компании, определить план развития ремонтных служб и найти новые точки роста.
Особое внимание на конференции будет уделено тем компаниям, штат ремонтных служб которых содержит от 50 до 200 человек. По мнению Дениса Труфакина, именно такие предприятия сталкиваются с рядом специфических проблем. Например, в условиях ограниченных ресурсов и большого количества срочных задач ремонтные службы могут пытаться решать все проблемы сразу. Нередко это ведет к тому, что инициативы доводятся не до конца, а ключевые проблемы остаются нерешенными. Преодолеть их можно было бы с помощью дорожной карты развития ремонтных служб, но для ее создания не всегда хватает знаний, компетенций или опыта. Самым сложным является вопрос обоснования инвестиций. Технические специалисты в небольших компаниях не всегда могут объяснить необходимость инвестиций в ремонты и модернизацию на языке, понятном финансовым службам. В результате — бюджеты режут, а вместе с этим — ухудшается ситуация в обслуживании оборудования. Поэтому в программе конференции акцент будет сделан на практические инструменты и расчет показателей, которые специалисты служб ТОиР могут использовать в своей работе для обоснования и оценки эффективности принимаемых решений. Например, одним из ключевых элементов программы конференции станет обсуждение OEE (Overall Equipment Effectiveness) — общей эффективности оборудования. Этот показатель позволяет оценить, насколько эффективно используется оборудование, и выявить основные потери: простои, снижение скорости производства и брак. Участники узнают, как рассчитать OEE для своего предприятия, выявить и минимизировать основные потери, а также использовать этот показатель для обоснования инвестиций в модернизацию и ремонты. Также в рамках конференции будет рассмотрена тема эффективного управления персоналом и оптимизации трудозатрат в условиях дефицита кадров. Участники узнают, как мотивировать сотрудников, повысить их квалификацию и при этом не выйти за рамки бюджета, получат формулы, которые позволят определить зоны оптимизации, приоритизировать ремонтную деятельность на основе матрицы оценки эффективности и разработать обоснованный план развития ТОиР. В программе конференции примут участие независимые эксперты и практики, с которыми участники конференции смогут обсудить актуальные вопросы в рамках четырех зон развития — оптимизации трудозатрат и затрат на ТОиР, управления запасами, повышения надежности и отдачи от активов. Своим опытом поделятся генеральный директор АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» Илья Радченко, руководитель технического департамента группы компаний «Агропромкомплектация» Илья Мещеряков, директор по развитию ремонтов Кемеровского АО «Азот» Алексей Сулин, независимый эксперт и практик, издатель «Надежной книги» Константин Зырянов, а также руководитель проекта автоматизации ТОиР компании «Сумитек Интернейшнл» Сергей Лобанов. На конференции также пройдет презентация новых инструментов Деснола, которые дополняют экосистему 1С:ТОИР и позволяют использовать EAM-решение 1С:ТОИР КОРП с акцентом на решение конкретных задач предприятий. Среди них — КПЭ (или механизм управления ключевыми показателями эффективности), лимит затрат (для более точного планирования запасных частей), анализ коренных причин отказов, планирование останов по плану производства и ресурсное планирование. «Конференция «ТОиР 4.0» — это уникальная возможность для руководителей технических управлений, ремонтных и эксплуатационных служб, главных инженеров и главных механиков получить рабочие инструменты и разработать готовый план развития своей ремонтной службы. В отличие от других мероприятий, где основное внимание уделяется теоретическим докладам, мы делаем акцент на практику и ожидаем, что каждый участник уйдет с пониманием, как реализовать полученные знания в своей компании», — отмечает Денис Труфакин.
Постоянный адрес статьи: /doc17942.html EAM, ТОиР: ТОиР 4.0: как российские предприятия адаптируются к новым реалиям и ищут пути выхода на новый уровень развития
|