Автоматизация не только технологических, но и бизнес-процессов - неизбежное будущее большинства полиграфических производств

О своем видении ситуации на рынке систем автоматизации рассказывает заместитель генерального директора по системе менеджмента качества и контроллингу типографии "Лиматон-Упаковка" Иван Медведев. "Автоматизация не только технологических, но бизнес-процессов становится все более необходимой для эффективного управления полиграфическим предприятием".
Иван, как вы стали заниматься автоматизацией полиграфических предприятий?

В полиграфию я попал относительно случайно, и начал свою карьеру на участке допечатной подготовки. Заинтересовавшись вопросами управления, я прошел обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров, затем получил степень MBA. То есть я хочу развиваться как управленец в области полиграфии.

Для эффективного управления полиграфическим предприятием автоматизация, причем не только технологических, но бизнес-процессов, становится все более необходимой. В этом смысле меня порадовало совпадение моего видения со статьей в Drupa Report Daily, где говорилось: «Быть классным полиграфистом означает быть специалистом в IT, который может свести воедино автоматизированные рабочие потоки для производства продукции». По-моему, чем дальше, тем меньше это будет казаться преувеличением.

Опишите, пожалуйста, масштабы и задачи проектов автоматизации, в которых вы принимали участие?

За 10 лет работы в полиграфии, я принимал участие в трех проектах автоматизации.
В типографии «Мультипринт» это была разработка системы «Аплер: типография». Эта система создавалась под конкретную типографию с учетом возможности коммерческого тиражирования. После этого я принимал участие во внедрении и доработке «Аплер: типографии» на своем следующем месте работы, в успешной коммерческой типографии.

На мой взгляд, «Аплер:Типография» подавала большие надежды. Её внедрение в относительно небольшой типографии качественно изменило ситуацию и стало необходимым условием для активного, в разы быстрее рынка, развития компании. За несколько лет количество обрабатываемых заказов возросло на порядок, при этом штат типографии увеличился лишь вдвое. Но «Аплер» стал специализироваться на системах для небольших типографий и печатных салонов, а продукт «Типография» развивать перестал.

В настоящее время в «ЛиматонУпаковке» я принимаю участие в разработке и внедрении системы управления предприятием (ERP), а также локальных проектах автоматизации отдельных участков.

Необходимость автоматизации вызвана несколькими причинами. Это и требования крупных заказчиков к прозрачности производственно-технологической цепочки, и высокая доля материальных затрат в себестоимости, что накладывает жесткие ограничения на допустимые простои оборудования и отходы.

Какие варианты готовых решений рассматривались, что можете сказать о наиболее критичных недостатках?

Я могу говорить об известных мне системах управления средним полиграфическим предприятием, системы для печатных салонов и т.п. я всерьез не изучал.

По моим ощущениям, до последнего времени всерьез готовых решений на рынке почти не было. Можно было говорить о доработке и внедрении систем, разработанных и внедренных единично где-то еще. Отсюда следуют и наиболее критичные недостатки таких решений: недостаточная широта охвата разнообразных задач и модулей, неотработанный в разных условиях алгоритм внедрения.

Вместе это делает каждое новое внедрение «первопроходством», то есть уникальной задачей, непредсказуемой (как правило, к сожалению, в сторону увеличения в разы) и по деньгам, и по времени. Это и является сейчас, на мой взгляд, главным препятствием к массовому внедрению систем автоматизации: ведь стоимость их сопоставима со стоимостью очень серьезного если не печатного, то отделочного оборудования. При этом, в отличие от «железа», серьезные затраты совсем не гарантируют понятного результата в понятный срок: успех зависит и от воли и настойчивости руководства, и от наличия выделенных квалифицированных ресурсов со стороны предприятия, занимающихся внедрением, и от взаимоотношений с подрядчиком и многих других факторов.

Предусмотреть хотя бы 90% вопросов и проблем, возникающих при реальной эксплуатации системы, на стадии проектирования практически невозможно — «гладко было на бумаге». В результате ее приходится «доводить» методом нескольких последовательных «заходов» разработки, что удорожает и удлиняет процесс внедрения и откладывает получение экономического результата.

Вполне понятно, почему в такой ситуации хозяева и директора типографий пока осторожно относятся к комплексным проектам автоматизации.

Оговорюсь, что, по-моему, на российском рынке есть исключение: это компания «Моноритм», инсталляции продуктов ASystem которой исчисляются десятками. Для «ЛиматонУпаковки» ASystem не подошла в силу того, что эта система в основном ориентирована на управление заказами, а мы помимо этого планируем автоматизировать комплексное управление предприятием, вплоть до бюджетирования и многих других подобных процессов. Да и отраслевой специфики у нас много — например, полностью отсутствует послепечатка, зато есть много других «нюансов». Тем не менее, при кратком знакомстве мне показалось, что это перспективная разработка.

В какой стадии проект находится в данный момент?

Говорить про системные результаты в «Лиматоне» пока рано, внедрение системы еще не дошло до середины пути. Внедрены 2 блока из приблизительно 20 запланированных:

— Регистрация событий на производстве, то есть сбор данных с рабочих станций. Фактически это ведение операторами электронных сменных журналов с помощью сенсорных мониторов в реальном времени, с указанием затрат материалов, возникающих простоев и проблем. Далее эти данные контролируются в реальном времени с помощью «сводного монитора», анализируются с помощью отчетов;

— Автоматизация участка упаковки: автоматическая распечатка ярлыков на ролики на этикеточных принтерах, ярлыков на поддоны, упаковочных листов и накладных, используя данные с весов, а также параметры заказа; расчет производительности участка с нормированием;

Про последний блок можно сказать, что его внедрение в разы сократило непроизводительные потери времени на участке упаковки, который до автоматизации у нас в какой-то момент бывал «узким местом» всей производственной цепочки, и тормозил отгрузку готовой продукции. При изучении вопроса оказалось, что больше половины времени упаковщики затрачивают на ручное заполнение ярлыков. После автоматизации производительность участка возросла вдвое.

Что, на ваш взгляд, самое важное в процессе автоматизации?

Нужно понимать, что если автоматизировать бардак, то получиться только автоматизированный бардак, и о гарантированном и долгосрочном экономическом эффекте говорить не придется.

В первую очередь необходимо четкое понимание всех процессов и связей между ними, налаживание системы ответственности таким образом. Необходимо минимизировать места, где каждый отвечает только за свою работу, а общий результат остается неподконтрольным. Это, к сожалению, очень распространенная в жизни и бизнесе ситуация, которую блестяще описал классик «К пуговицам претензии есть?».

Далее необходимо формально описать должностные инструкции каждого участка и ввести объективную систему оценки качества.
Для сложных процессов системно оптимизировать «узкие места» можно, по-моему, только опираясь на объективно измеряемые показатели.. По моей оценке, процессы даже в средней типографии можно отнести к сложным, не говоря о крупных предприятиях.

Например, в одном из проектов, где я принимал участие, на уровне разговоров существовало застарелое противоречие между отделами планирования и препресса. Суть заключалась в том, что время от времени в допечать поступали файлы клиентов, не соответствующие заявленным и поставленным в план параметрам заказов. После исправлений и согласований план переделывался. Естественно, это приводило к сбоям в работе и допечати, и производства. Количественно оценить масштаб проблемы удалось, только введя на 2 недели полное отслеживание всех операций с заказами и файлами. Выяснилось, что порядка 30% заказов так или иначе корректируются после внесения в производственный план, и это тащит за собой целый клубок проблем на самых разных участках. Было решено изменить цепочку прохождения заказа и перед постановкой заказа в план ввести обязательную проверку файлов препрессом, естественно, с определенным нормативом по времени. Причем реализовать это решения, преодолев неизбежное при любых нововведениях сопротивление, удалось во многом благодаря тому, что можно было опираться на факты, а не на суждения. То есть объяснить сотрудникам, что по старой схеме не «много» и не «значительная часть», а конкретно треть заказов поступают в план с недостоверными сведениями. Эффект оказался более чем ощутимым.

DRUPA 2008. Что запомнилось? Какое, на ваш взгляд, место по важности, занимали средства автоматизации на выставке? Что, по-вашему, нас ждет в этом плане?

Общую «табель о рангах» в плане значимости составлять не возьмусь, все, по-моему, индивидуально. Но в разделе MIS (Management Information Systems) было 45 компаний!

Запомнилось следующее. На рынок систем автоматизации для полиграфии приходят такие крупные компании, как например, SAP, в лице своего испанского подразделения SAP Inextrama. На «Друпе» было представлено их решение для полиграфических предприятий. Надо сказать, что по моей беглой оценке их решение не выделялось на фоне других ни по функционалу, ни по стоимости. Число инсталляций — около 200, учитывая маркетинговый ресурс компании, также не впечатлило.

Правда, в российском SAP ничего не знают про это отраслевое решение — перед «Друпой» на мой запрос, будут ли они присутствовать на выставке, никто в российском представительстве ответить не смог.

Практически все игроки предлагают решения для цикла ведения заказа: калькуляция, расчет плановой себестоимости, заказ материалов, планирование, получение информации о фактическом выполнении, склад, аналитика по заказам. Также общим местом являются заявления о поддержки JDF.

Запомнилось решение швейцарской компании Utraxx.net по «программированию без программистов» — в систему встроен дизайнер процессов, в котором можно рисовать алгоритмические схемы рабочих потоков с использованием циклов, логических операций, различных событий, действий пользователя, поступления информации от оборудования и других программ и т.п., а также конструировать интерфейсные формы. В результате исполняемый процесс, то есть непосредственно то, что с чем работает пользователь, создается с минимальным участием разработчиков, на предприятии, с помощью не программистов, а экспертов по конкретному процессу. Мне пока непонятно, насколько это надежно работает, но теоретически такой механизм мог бы на порядок упростить и облегчить внедрение систем, и настройку под потребности конкретного предприятия.

Стоимость решений вместе с внедрением близка у разных компаний и составляет ориентировочно 3000-4000 Евро за одно рабочее место, то есть для предприятия с 50 рабочими местами цена вопроса составит 150-200 тыс. Евро.
Запомнилась итальянская компания eDigit с самым выгодным соотношением цена/функционал. Она предлагает внедрение системы на 50 рабочих мест за приблизительно 60`000 Евро.
Заявляемые сроки внедрения — месяцы, а рекорд в этом показателе — 14 недель.

У голландской компании DiMS оригинальный подход к ценообразованию: есть вариант поставки системы, когда компания, изучив конкретную ситуацию, рассчитывает для типографии возврат инвестиций (ROI), и внедряет систему автоматизации за определенный % от сэкономленных средств. Правда, чудес не бывает, и такой подход к оплате в итоге обходится дороже, чем обычный.
Не менее чем у десятка компаний заявленное количество инсталляций измеряется сотнями, а иногда и тысячами.

На мой взгляд, все это говорит о том, что количество потраченных на АСУ в полиграфии человеко-часов и денег близко к переходу в качество. И в обозримом будущем наличие такой системы будет таким же обязательным атрибутом прибыльного полиграфического бизнеса, как сейчас, например, многокрасочная печатная машина.

Отдельно запомнились широко представленные на выставке системы Web2Print. Смысл таких решений — в передаче заказчику ответственности за допечатную подготовку. По моим наблюдениям, не меньше половины заказов в коммерческих типографиях на данный момент размещают рекламные агентства. Такие заказчики часто обладают достаточно высокой квалификацией в препрессе, и, одновременно, заинтересованы в снижении цен на печать. Обычные типографии вынуждены страховать риск ошибок в допечати, и закладывать эту составляющую в себестоимость продукции. На мой взгляд, Web2print — перспективное решение, которое позволит типографиям снизить количество ошибок собственного препресса, а РА, взяв на себя полную ответственность за допечатную подготовку, «заработать», а не «выжать» скидку на печать.

Думаю, технология Web2Print, в сочетании с новейшим печатным и послепечатным автоматизированным оборудованием, которое тратит почти на порядок меньше материалов на приладку (то есть десятки, а не сотни листов), и на порядок меньше времени (то есть минуты вместо десятков минут), представляет реальную опасность для существования небольших неспециализированных типографий, оснащенных малоформатными и среднеформатными печатными машинами.

Для крупных РА может оказаться гораздо более выгодно работать с крупной Web2Print типографией, оснащенной автоматизированной техникой, где цена продукции с хорошей нормой прибыли может оказаться меньше, чем себестоимость в небольшой типографии.


Опубликовано с разрешения ©PRINTFORUM
www.print-forum.ru

© Галактика, 2008
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2008



Опубликовано
Просмотров: 16933
Статистика Открыть ссылку в новом окне

Комментарии на публикацию Автоматизация не только технологических, но и бизнес-процессов - неизбежное будущее большинства полиграфических производств

О своем видении ситуации на рынке систем автоматизации рассказывает заместитель генерального директора по системе менеджмента качества и контроллингу типографии "Лиматон-Упаковка" Иван Медведев. "Автоматизация не только технологических, но бизнес-процессов становится все более необходимой для эффективного управления полиграфическим предприятием".
Гость
Тема/заголовок:
Комментарий: