Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ) имени М. В. Ломоносова – крупнейший вуз Северо-Запада России. Основной целью САФУ является обеспечение инновационной научной и кадровой поддержки защиты геополитических и экономических интересов России в Северо-Арктическом регионе посредством системы непрерывного профессионального образования, интеграции образования, науки и производства, стратегического партнерства с бизнес-сообществом.
В 2011 году к САФУ были присоединены три учебных заведения: Поморский государственный университет, Архангельский лесотехнический колледж и Северодвинский технический колледж. В 2012 г. в состав университета вошли Институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз, г. Северодвинск) и Заочный финансово-экономический институт. Перед ИТ-департаментом заказчика встала задача по выстраиванию системы коммуникаций между новообразованными филиалами. Силами ИТ-специалистов вуза в центральном корпусе был развернут Lync, который использовался для внутренней коммуникации сотрудников.
Для повышения надежности, быстродействия, оперативности, а также доступности коммуникаций для сотрудников требовалось внедрить единую платформу Microsoft Lync Server 2013 во всех учебных корпусах и построить на ее базе современную систему IP-телефонии. Кроме того, вуз планировал преобразовать систему факсимильного документооборота, заменив устаревшие аналоговые аппараты современным централизованным сервисом отправки и приема факсовых сообщений. В объявленном конкурсе на модернизацию системы телефонной связи филиалов САФУ победу одержала компания Softline, обладающая наивысшими статусами партнера Microsoft и значительным проектным опытом в области построения платформ корпоративных коммуникаций.
Обследовав имеющуюся систему телефонии САФУ, специалисты департамента решений Microsoft компании Softline осуществили проектирование архитектуры новой платформы коммуникаций и развернули Lync Server 2013, уделяя особое внимание высокой доступности будущего решения. При построении телефонии университета были использованы аудио-шлюзы AudioCodes Mediant 1000 и AudioCodes E-SBC - что позволило организовать телефонную связь как посредством цифрового потока передачи данных, так и используя виртуальные каналы другого провайдера, например sip-trunk. Благодаря этому вуз сможет оставаться на связи, даже если один из поставщиков временно не может предоставлять услуги телефонии - система автоматически использует другой канал. Затем инженеры Softline провели интеграцию Lync с АТС, объединив все системы коммуникаций в одной удобной платформе, настроили внешний и мобильный доступ. Решение масштабировано на все учебные площадки САФУ.
В результате проекта удалось при помощи централизованной системы корпоративной связи консолидировать филиалы и корпуса САФУ. Подключение абонентов локальных офисов к платформе Lync позволит оптимизировать расходы университета на телекоммуникации и сократить издержки, связанные с использованием разнородных систем. Созданное решение интегрировано с офисной АТС по протоколу SIP и предоставляет возможность совершения звонков на стационарные и мобильные телефоны.
Теперь сотрудники САФУ могут организовывать аудио-/видеоконференции, а также подключать к ним географически удаленных сотрудников и участников, использующих обычные телефоны. Это дает возможность избежать дополнительных расходов вуза на командировки. При этом вопросы решаются коллегиально, но за более короткое время. Кроме того, за счет маршрутизации звонков вуз сможет значительно экономить на междугородних переговорах: связь осуществляется через ту площадку, где провайдер предоставляет услуги выгодной стоимости. При разговорах между площадками используется IP-сеть организации, такой подход делает разговор бесплатным.
На завершающей стадии проекта специалисты Softline внедрили в главном корпусе САФУ единый централизованный сервис отправки и приема факсовых сообщений на базе ПО Smartphone Voice Fax Server. Для этого был развернут отдельный факсовый сервер, подключенный по SIP к IP АТС. Он преобразует полученные сообщения в файлы, сохраняет их в базе данных и регистрирует как входящие документы. Сейчас каждый сотрудник может отправлять и принимать сообщения непосредственно со своего рабочего места. Это позволит в скором времени полностью вывести из оборота аналоговые аппараты и сэкономить существенные средства на обслуживании оборудования.
Евгений Ченцов, руководитель проектов департамента решений Microsoft компании Softline, так прокомментировал итоги проекта: «На данный момент к решению подключено около 3 тыс. сотрудников университета, но при этом система поддерживает до 20 тыс. пользователей в центральном корпусе и до 5 тыс. в филиалах. Она легко масштабируется, и заказчик сможет без дополнительных затрат преобразовать ее, например, в платформу для обучения студентов. Единые сервисы корпоративной связи, построенные в соответствии с высочайшими требованиями отказоустойчивости, обеспечивают пользователям САФУ качественный и надежный уровень коммуникаций».
Артем Глекель, начальник управления ИКТ САФУ, отметил: «Внедрение современных технологий – важный аспект развития университета. Lync 2013 в этом плане полностью удовлетворяет нашим требованиям к платформе объединенных коммуникаций. Мы ожидаем, что помимо эффективности расходования времени сотрудников, внедренное решение уменьшит расходы на поддержку разрозненных коммуникационных систем университета и сделает ИТ-инфраструктуру более управляемой».
© Softline, 2014
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2014