14 классических правил руководителю в ИТ

Склонны ли вы согласиться с распространенным утверждением «Управлять – значит приводить к успеху других»? Скорее да, чем нет, не правда ли?
 

Не одна статья в бескрайних просторах глобальной всемирной паутины была посвящена проблемам эффективного руководства. Немало таких статей публиковалось и на нашем портале. Последний из обзоров на эту тему - о потенциальной опасности неграмотных руководителей (читать здесь «Вы - слабое звено»).

Эффективное управление в ИТ - тема, достойная отдельного обсуждения. Сама отрасль устанавливает жесткие каноны в сфере управления. Нет никаких сомнений в том, что бесталанный руководитель на ответственном посту в ИТ-компании не сможет поставить производительность на должный уровень. Своей недоработанной, не-концептуальной управленческой стратегией он может запросто подмочить репутацию фирмы или вообще завести механизм процессов разложения фирмы..

С начала века (т.е. с момента зарождения теории управления) и до 60-х годов принципы управления были построены по закрытому типу. Иначе говоря, руководителей мало интересовали проблемы, возникающие за пределами предприятий, а именно: конкуренция, вопросы сбыта и другие внешние проблемы. Работа фирмы рассматривалась с точки зрения закрытой системы, «вещи в себе». Однако в своем развитии управленческая мысль пришла к пониманию того, что получение максимальной прибыли возможно лишь при совпадении интересов и целей фирмы с интересами исполнителей- рабочих и служащих, что, в свою очередь, привело к смещению приоритетов в сторону людей, сотрудников непосредственно.

Термин «управление» - это комплексное понятие, включающее в себя все действия и всех лиц, принимающих решения, в которые входят процессы планирования, оценки, реализации проекта и контроля. В некотором смысле плановые и оперативные решения неразличимы, характерным признаком служит лишь порядок их следования. Будучи не в силах справиться со сложными и трудными проблемами, мы, увы, склонны заменять их более легкими.

Собственно, теория управления как наука (в отличие от его определения) возникла в конце прошлого века, и с тех пор претерпела значительные изменения. Вполне очевидно, что эволюция теории и практики управления тесно связана с развитием промышленности и науки вообще.

Принято считать, что процессы теории и практики в любой сфере человеческой деятельности являются сопутствующими и тесно переплетены друг с другом. В сфере ИТ, на мой взгляд, очень ясно прослеживается не связь, а взаимозависимость теории и практики. То есть - характер и особенности управления в ИТ напрямую зависят от изменений как в теоретических положениях, так и в практических принципах ведения дел.

Порой бывает очень грустно, что многие руководители не прислушиваются к классическим теориям, считая их устаревшими. А ведь такой подход ограничивает. Из классики, как всегда, следует извлекать только самое лучшее.

Автором одной из первых классических теорий управления считается Фред Тейлор. Именно он разработал и зачаточные принципы эффективного менеджмента. Анри Файоль же доработал и оформил доступным и логическим образом умозаключения Тейлора и развил их до уровня собственной теории, которая впоследствии была принята «на ура» социологами всего мира, и до сих пор не имеет аналогов по структурированности и упорядоченности мысли.. Жаль, что в подобных сферах науки не принято искать гениев, иначе бы можно было смело назвать 14 положений Файоля неповторимо гениальными.




Итак, вниманию посетителей сайта 12NEWS.RU - 14 положений Анри Файоля об эффективном руководстве, дополненных и переработанных аналитиками нашего портала применительно к современной ИТ- действительности (первая публикация теории - 1967 год, естественно, с этого времени в бизнесе произошло множество изменений, которых нельзя не коснуться, Чего стоит только процессный подход к управлению ITSM, ИТ сервис-менеджмент…но об этом позже..


1. Разделение труда. Цель труда – выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях.

2. Полномочия и ответственность. Ответственность есть составляющая противоположность полномочия, считал Файоль. Где даются полномочия, там возникает ответственность. Вообще, в ИТ-отрасли ответственность за результаты работы является сильнейшей мотивацией. Особенно, если проект «горит». Бывают такие случаи, когда только моральная ответственность удерживает сотрудника от того, чтобы не уйти с работы в день сдачи проекта, опасаясь нервного срыва. И ответственность эту стоит развивать, и именно руководитель должен этим заниматься. Хотя, бесспорно, есть люди «в огонь и в воду», но это - скорее исключения, нежели правила.

3. Дисциплина. Ну, здесь все понятно. Дисциплина в ИТ-коллективе базируется практически полностью на авторитете руководителя.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказ только от одного непосредственного начальника. Этот принцип Файоля, на мой взгляд, уже немного устарел. Иерархические границы на современном предприятии все более раздвигаются. И приказы могут исходить как от начальника ИТ отдела, так и, к примеру, и от финансового директора. Не думаю, что это как-то ухудшает результативность, если, конечно, приказы двух руководителей не противоречат друг другу.

5. Единство направлений. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, и иметь одного руководителя. Этот принцип и ныне действует на сто процентов! План и порядок, никаких лишних людей в отделе, менеджер, четко осознающий цели, и объединяющий специалистов - профилактика всякого рода задержек и отсрочек.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба. В принципе, в условиях современности это положение может толковаться даже как диктатура. Потому как, если интересы компании долго и мучительно превалируют, получается сами знаете что. Добровольное рабство!

7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу. Разработка системы оплаты труда для ИТ–компаний - отдельная тема, и возможно, скоро она найдет достойное освещение на нашем портале.

8. Централизация. Возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты. Особенно актуально для ИТ управления разветвленной региональной структурой (холдингами).

9. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, до руководителя низового звена.

10. Порядок (и процессный подход к управлению своей деятельностью). Концепция управления качеством информационных услуг (Information Technology Service Management - ITSM) возникла в результате принципиального изменения сегодняшней роли ИТ-подразделений. Бизнес-процессы настолько тесно увязаны с приложениями, техническими ресурсами и деятельностью персонала отделов автоматизации, что эффективность последних оказывается одним из решающих факторов эффективности компании в целом. Вся концепция ITSM еще раз доказывает, что любые формы анархии применительно к ИТ-компании означают верную смерть последней.

11. Справедливость. В наше время значение справедливости вкладывается несколько иной смысл, чем во времена Файоля. Справедливость ныне - кристальная честность в деловых в отношениях и, конечно, полная и безоговорочная поддержка сотрудников.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Конечно, высокая текучесть кадров в некоторой мере снижает эффективность организации. Но Файоль высказывался по этому поводу прямо-таки радикально - посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем, выдающийся, талантливый менеджер, который быстро меняет место. Думаю, подобный радикальный настрой неуместен в кадровых вопросах, и посредственных руководителей в ИТ-компании вообще быть не должно! А текучесть кадров вполне допустима, если эти самые текучие кадры все как на подбор талантливы! Конечно, и текучесть допустима только в разумных пределах…

13. Инициатива. Она придает организации силу и энергию. Стоит, конечно, отметить, что в современном меркантильном мире инициативность диктуется, прежде всего, гонорарными мотивациями. Так что больше премий, больше бонусов от организации - и ваши ИТ специалисты наверняка будут искриться идеями.

14. Корпоративный дух. Успешный коллектив - это сила, которая является результатом гармонии персонала и руководства фирмы. Хотите проверить экспресс-тестом ваши управленческие способности? Спросите у сотрудников, гордятся ли они своими коллегами и достижениями фирмы в целом. Степень искренности вы легко прочитаете в их глазах!

Система Файоля является не просто гибкой, но допускающей возможность введения новых положений, адекватных как современности, так и конкретно взятой сфере деятельности. Так, в современной литературе к функциям управления чаще всего относят планирование, организацию, руководство, учет, контроль и анализ. И, конечно, регулярно меняется подход к пониманию той или иной функции, однако в целом, их состав, определенный еще представителями классической школы, остается почти неизменным.


Помните - управленческая деятельность - не врожденный талант, этому можно научиться. Пусть классические знания станут вашим верным подспорьем!


Мария Мишуренко
12NEWS©

© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2012


Комментарии на публикацию 14 классических правил руководителю в ИТ

Склонны ли вы согласиться с распространенным утверждением «Управлять – значит приводить к успеху других»? Скорее да, чем нет, не правда ли?